Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя
Причастник аз есмь всем боящимся Тебе. Совершенный делается причастником Христовым, по сказанному: причастницы быхом Христу (Евр. 3,14). А Псалмопевец, как руководствуемый еще к совершенству, говорит о себе, что он — причастник боящихся Господа, однако же, не просто боящихся, но по страху Божию сохраняющих заповеди Божии. Хранение заповедей служить доказательством страха Божия.
Толкование на псалмы.
Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя
Симмах, вместо «общник», перевел: «связанный», а по сирскому переводу – «друг». Отворачиваясь от тех, чьи желания противны Твоим заповедям, я имел своими друзьями и близкими тех, кто впереди всего ставит страх пред Тобою и всему предпочитает жизнь, согласную с законом. Это сказал и в другом псалме: «мне весьма почтенны друзья Твои, Боже» (Пс.138:17), а от приточника мы слышали: «общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притч.13:21). Итак, те, которые имеют страннолюбие подобно Аврааму, входят с ним в общение; точно так же те, которые имеют ревность Илии или кротость Моисея и Давида, – тогда как те, которые являются подражателями злых дел, слышат: «если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие« (Пс.49:18). Не будем же, братие, входить в общение с такими людьми: (пусть наша часть будет) с теми, кто предан добру. Ведь не мало примеров, что грешники гибли и вместе с собою губили других. А когда кто-нибудь станет приглашать вас ко греху, ответьте ему: «не сидел я в собрании суетном и к нарушителям закона не войду» (Пс.25:4). «Не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел» (Пс.100:3).
Беседа на псалом 118.
Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя
«Симмах, вместо причастник, говорит: «союзник», переводчик же Сирский: «друг». Отвращаясь то есть тех, которые избирают противное законам Твоим, я имел сообщниками и близкими к себе поставляющих выше всего страх Божий и вознамерившихся жить согласно с законом. То же сказал пророк и в другом месте: мне же зело честни быша друзи Твои, Боже » (Феодорит).
Прежде выставляемы были греховные связи с грешниками, как самое крепкое вервие, влекущее ко греху; теперь, в противовес тому, предлагается благочестное общение с богобоязненными и добродетельными людьми. В полунощной молитве совместил пророк все труды, подъемлемые человеком в пользу добра в себе самом, в своем лице; в общении же с боящимися Бога и хранящими заповеди Его совмещает он все, чем можем мы пользоваться к победе над злом от других, идущих тем же с нами путем, разумея здесь взаимную беседу, совет братский или заповедь старческую и взаимную любовь. Становясь всеми этими способами причастником с другими ревнителями добра, подвизающийся делается столько же сильным, сколько сильны все они вместе, – и Бог посреди их. Если там Господь, где два или три собраны во имя Его, то тем более там, где их десятки и сотни, особенно когда никто из них не тянет куда-либо в сторону или назад, а все идут вперед и вперед, к почести вышнего звания. Вступившему в такое содружество и ослабеть некогда, и уклониться некуда. Пример и соревнование непрестанно и ревность возжигают, и представляют способы удовлетворять ей.
Один молодой подвижник спрашивал старца: «Как мне возыметь страх Божий?» – «Поди, – ответил ему старец, – прилепись к мужу, исполненному страха, и научишься, как иметь страх Божий».– Другому старцу говорили: «Что ты не учишь ученика своего и не толкуешь ему, как и что нужно делать?» – «Что учить? – отвечал он.– Пусть смотрит, как я делаю, и себе пусть так делает». И страху Божию и всякой другой добродетели пример – самый лучший учитель. Ни одного слова не произносит он, а все изъясняет и всему научает столько, что слову потом и дополнять нечего. А сколько имеет силы общая молитва! О скитских подвижниках говорили, что нет ничего, чего бы они не могли испросить кому угодно в молитве своей, когда все начнут молиться. Оттого, пока там держался тесный братский союз и пока все одинаково ревновали о преуспеянии, – и процветала духовная жизнь. Всякий с верою объявлял им: «Братия и отцы! такое и такое искушение томит меня, – помолитесь!» Начиналась молитва, и искушение проходило. И во всякое время и во всяком месте общение людей богобоязненных, взаимная их любовь и доверие дают такую крепость их нравственному строю, которым всякий из них силен бывает противостоять всякому искушению, как бы оно сильно ни было. Вот почему и святой пророк, говоря о приемах, какие употреблял он против греха, в числе сильнейших поместил и братское общение с боящимися Бога и хранящими заповеди Его.
«Кто, говорит святой Григорий Великий, прилепляется к человеку, ревнителю добра, тот получает пользу от одного пребывания с ним, а не только что от его бесед и примера. Он возгревает тем в себе любовь к истине и добродетели, научается, как освободиться от тьмы греховной, воспринимает желание созерцать свет вечный; в нем уже не найдешь равнодушия или холодности к вещам Божественным».
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя
А Симмах вместо: «причастник», сказал: союзник; переводчик же сирский: друг. Ибо отвращаясь тех, которые избирают противное законам Твоим, сообщниками и близкими к себе имел поставляющих выше всего страх Божий и вознамерившихся жить согласно с законом. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «мне же зело честни быша друзи Твои Боже» (Пс.138:17).
Ст. 63-64 Причастник (соучастник) аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя
Я, говорит, соучастник, то есть сообщник боящихся Тебя, Господи, и хранящих заповеди Твои; так как и я имею такой же страх, как и они, и подобным образом храню заповеди Твои, иначе сказать, и я один из числа их. Далее, Ты, Господи, оказываешь милость всей земле, питая всех и промышляя о всех и долготерпя ко всем; посему, как изъясняет Феодорит, помилуй и меня и научи меня оправданиям Твоим в высшей степени и вернее. Хотя и сам Давид получал милость от Бога вместе с прочими; но он так сказал для того, чтобы слово свое сделать более пламенным.
Дидима: Участником Христовым быть может тот, кто совершен, как сказано: мы сделались причастными Христу. А вводимое здесь лице говорит, что оно есть участник боящихся Господа и не только боящихся, но и хранящих из страха к Богу заповеди Его. Признак же страха Божия есть хранение заповедей. Итак, под участником мы должны разуметь друга и сообщника (так как и сирский перевод, по словам Феодорита, вместо причастник, содержит: друг). Посему и Екклезиаст сказал: когда падут, один поднимет участника своего (Екк. 4,10). Итак, он хочет сказать следующее: я друг и сообщник боящихся и хранящих заповеди Его. Так и Феодорит говорит: я имел сообщниками и товарищами тех, которые дорожат страхом Твоим и желают жить по закону. То же сказал и в другом псалме: мне весьма честны друзья Твои, Боже! Безименного: Есть и такие, которые хранят заповеди более, нежели из страха; это те, которые исполнены любви, причастники любви Божией.
Евсевия: Когда ты увидишь множество согрешающих, нечестивых, неправду говорящих на высоту, и помыслишь о долготерпении Божием к таковым грехам, что Бог и после всех столь важных преступлений повелевает солнцу своему светить на злых и добрых и идти дождю на праведных и неправедных; то ты тогда скажешь: милости Господней полна земля. Оправданиям Твоим научи меня.
Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя
См. Толкование на Пс. 118:62