Ст. 6-7 семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы Его
Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избраннии Его (потому что Господь избрал их), возвестите во языцех, что Той Господь Бог наш.
Толкование на псалмы.
семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его
Оба названия относятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, «не все те Израильтяне, которые от Израиля», и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада (Римл.9:6–7). И Спаситель говорил: «знаю, что вы семя Авраамово» (Ин.8:37), и потом: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только рабами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избранными, как сыны, что видно из слов: «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк.6:13; Мф.10:5), а также: «не двенадцать ли вас избрал Я?» (Ин.6:70). А преимущество избранных ты поймешь из того, что «много званых, а мало избранных» (Мф.20:16).
Беседа на псалом 104.
Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его
Тем и другим именем Пророк называет одних и тех же, именно потомков, поименованных сынами. Избранными же нарек, как названных людьми Божиими преимущественно пред всеми народами. Сие дал он видеть и в последующих словах.
Семя Авраамле—рабы Его, сынове Иаковли — избраннии Его
Вы, говорит, семя Авраамово, и избранные сыны Иакова! По словам Афанасия, так называет апостолов; потому что апостолы сделались и рабами Христу, происходящему от семени Авраама и Иакова, как сказано: итак, если я, Господь и учитель, умыл ноги вам (Иоан. 13,14); и они же стали избранными Христовыми, как написано: не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Иоан. 15,16), как говорит Евсевий.
семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его
К такому памятованию вы обязаны как избранные Его, которым Он есть Бог совершенно особенным образом, как это Он пред всем миром доказал совершенными в защиту вашу своими карательными для врагов ваших действиями.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 6–11 Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего
Еще раз пророк настойчиво указывает здесь израильтянам на их особое преимущество пред другими народами, говоря как бы так: вы ведь не то, что другие народы; вы прямые потомки верного Богу Авраама; вы сыны возлюбленного Богом Иакова; вы избранники Божии. И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего (Втор. 32:8–10). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству (Быт. 13:15; Евр. 11:8–9). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч., лат. funiculus – веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего.
Объяснение священной книги псалмов.