и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя
Видишь ли великий преизбыток воздаяния? Что может сравниться с таким человеколюбием, когда Бог дает награды за саму добродетель, награды гораздо большие трудов, и притом дает в самое нужное время? Для чего сказал Он: «призови Меня»? Для чего Он ожидает, чтобы мы призвали Его? Для того, чтобы произвести в нас большую привязанность, пламеннейшую любовь к Нему чрез то, что Он будет давать, а мы – призывать Его и получать. Подлинно, добродетель производит привязанность к Богу, и воздаяние производит то же самое, и молитва также укрепляет эту привязанность. Потому Он и говорит: дай Мне, и Я дам тебе. Даже вместе с тем, как ты даешь, ты получаешь, – потому что Он не нуждается ни в чем. Так, если ты будешь кроток, умерен, целомудрен, то Богу не прибавляешь ничего, а самого себя делаешь чистым и лучшим, – и, однако за это Он назначает тебе величайшие награды и венцы, как будто ты доставил Ему пользу. И еще прежде тех венцов ты наслаждаешься не малым удовольствием, пользуясь спокойствием совести и окрыляясь благими надеждами. «Днем скорби» пророк называет здесь не дни несчастий или неблагоприятных обстоятельств, но то время, когда грех нападает на тебя, когда диавол осаждает тебя, внушая злые пожелания, ты получишь, говорит, великую помощь. «И избавлю тебя, и ты прославишь Меня». И это опять Бог говорит не потому, чтобы Он имел нужду в прославлении от нас, – как может нуждаться в нем Бог славы? – но потому, что при благодарственных песнопениях бывает воспоминание о благодеянии, возбуждается пламеннейшая к Нему привязанность, и, прежде всего, получается высочайшее блаженство.
Не погрешит тот, кто скажет, что «днем скорби» пророк называет здесь и будущий день: там будет скорбь непрестанная. Здесь и смерть наступающая прекращает бедствия, и друзья утешающие, и конец вожделенный, и часто надежда на перемену обстоятельств, и продолжительность времени смягчают страдания души, равно как и бедствия ближних, потому что иметь участников в скорбях и видеть другие подобные примеры для многих кажется великим утешением. А там нет ничего такого; нет никого утешающего, но все лишены друзей; ни продолжительность времени не смягчает страдания, потому что как это может быть, если пламень действует постоянно? – ни надежда на освобождение, – потому что это наказание вечно, – ни ожидание смерти, – потому что это мучение бесконечно и наказываемые тела бессмертны, – ни то, что для многих кажется утешением, т.е. чтобы видеть других страждущими. Во-первых, там невозможно видеть других страждущих, потому что мрак, подобно какой-нибудь ограде, затемняет зрение; притом чрезмерное страдание не позволяет даже чувствовать такое утешение. Так богач не получал отсюда никакого утешения, равно как и скрежещущие зубами.
Беседы на псалмы. На псалом 49.
и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя
Страсти — те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие потому, что имел власть. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны — и исходят (от призывания сего имени).
Руководство к духовной жизни. Вопрос 301.
и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя
См. Толкование на Пс. 49:8
и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя
См. Толкование на Пс. 49:14
И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя
Принеси, говорит, таким образом твои жертвы и воздай Мне то, чем должен, и тогда с дерзновением призови Меня, и Я избавлю тебя от твоей скорби,— придет ли она к тебе от других людей или от демонов,— и ты прославишь Меня тогда, как неложного и скорого твоего помощника. Обратите, читатели, выше внимание здесь на то, как Господь, открывая тайну богопочитания по духу Евангелия, тотчас же научает познаний о св. Троице. Пожри, сказано, Богови… потом: И воздаждь Вышнему… и далее: И призови Мя, научая этими словами, что не одного Бога Отца, и не одного Вышняго—Бога Сына и не одного Духа Святаго должно призывать нам в молитвах наших и показывая этим различением между лицами Пресвятая Троицы на различие их божественных ипостасей.
и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя
Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает и слышит его молитвы.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя
См. Толкование на Пс. 49:12
и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя
См. Толкование на Пс. 49:14