Толкования на Пс. 58:10

Свт. Афанасий Великий

Державу мою к тебе сохраню: яко ты, Боже, заступник мой еси

Державу мою к Тебе сохраню. Так злочествовали они перед Тобою, но я пророк, который говорю cиe Духом, удержу крепость мою и царство мое, охраняемые Тобою, ибо Ты стал моим защитником, и прежде прошений моих препоясал меня милостью Твоею, почему и увидел я падение врагов моих.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Державу мою к тебе сохраню: яко ты, Боже, заступник мой еси

См. Толкование на Пс. 58:8

Прп. Исихий Иерусалимский

Державу мою к тебе сохраню: яко ты, Боже, заступник мой еси

Опытнейший в делах великий Давид говорит ко Господу: державу мою к Тебе сохраню — (т. е. к Тебе обращаясь за помощию). Так и сохранение державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, бывает в нас от содействия Господа, давшего нам заповеди, и отгоняющего от нас, когда непрестанно призываем Его, непотребное забвение, которое паче всего губит сердечное безмолвие, как вода огонь. Посему не предавайся, монах, сну от нерадения на смерть себе; но именем Иисусовым бичуй супостатов, и сие имя сладчайшее, как сказал один мудрый (Свт. Григорий Богослов), да прилепится дыханию твоему: и тогда узнаешь ты пользу безмолвия.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Блж. Феодорит Кирский

Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты Боже заступник мой еси

Тебя, говорит Пророк, имею заступником и хранителем силы моей: потому что пользуюсь Твоим о мне промышлением.

Евфимий Зигабен

Державу мою к Тебе сохраню; яко Ты, Боже, заступник мой eси

Некоторые говорят, что Давид сказал сии слова о себе, то есть, что я не сам приму царство, умертвив Саула, но предоставлю Тебе доставление его мне, когда Тебе это будет угодно, ибо Ты всемогущий Помощник мой.

Согласно с сим говорит и Афанасий: Так нечестиво они поступили против Тебя; а я—пророк, говорящий сие Духом, буду иметь силу мою и царства сохраненными Тобою, так как Ты и заступаешь меня. По словам Никиты: не присвою себе державы и царства, убив Саула; но сохраню его у Тебя, то есть: ожидаю получения его от Тебя: ибо Ты мой Помощник, как Всемогущий.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 10-11 Державу мою к тебе сохраню: яко ты, Боже, заступник мой еси. Бог мой, милость его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих

Понеже воспомянул о всемогуществе Божием, пред которым все народы ни во чтоже вменяются, того ради и сам смиряет себя под крепкую руку Божию, да приобрящет милость, аки бы сказал: Тебя имею виновником и хранителем крепости моея. Ибо, Твоим промыслом наслаждаяся, пребываю цел и невредим: сего ради не на мои силы уповаю, но крепость мою к Тебе отношу, и не всуе уповаю на покровительство Твое, яко Ты, Боже, заступник мой еси. Ты восприял мя еси от юности моея под покровительство Твое: Ты был еси присный Бог мой, егоже единаго аз чту. И не всуе сия глаголю, понеже милость Твоя и прежде предваряла меня, и, якоже уповаю, всегда предварит, и не попустит безвременно погибнуть: Ты и ныне явишь мне помощь противу врагов моих. Сие глаголет Давид о себе весьма справедливо. Еще бо в юности предварен был милостию Бога, и толикую крепость приял, что и льва и медведя, и вооруженнаго исполина Голиафа безоружный убил: еще же и на царство в отроческом возрасте помазан был.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты, Боже, заступник мой еси

У Него, Всемогущего и Милосердного – крепость Давида; несомненно Он скоро поможет ему; покажет Свою власть над врагами. Державу мою к Тебе сохраню, т.е. я силен Тобою, в союзе с Тобою.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–11 Державу мою к тебе сохраню: яко Ты, Боже, заступник мой еси. Бог мой, милость его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих

Держава значит: «сила, крепость, могущество». Упомянув в предыдущем стихе о всемогуществе Божием, пред которым все народы вменяются в ничто, псалмопевец и сам смиряется под крепкую руку Божию, исповедуя свою всецелую зависимость от воли Божией и крепкую уверенность в непрестающей к нему милости Божией, предваряющей все его прошения и являющей ему помощь во всех его нуждах. Охраняемый Тобою, говорит он, я удержу крепость мою, ибо Ты стал моим защитником, под Твоим спасительным Промыслом я пребываю цел и невредим, и потому не на свои слабые силы уповаю, но крепость мою к Тебе отношу (державу мою к Тебе сохраню), – и не напрасно на Тебя надеюсь: Ты Бог мой и единственный заступник, Ты от юности моей воспринял меня под Свое покровительство. Милость Твоя предваряла меня и впредь, я уповаю, не попусти мне безвременно погибнуть: явит мне (помощь) на вразех моих.

Объяснение священной книги псалмов.