И возвестят небеса правду Его: яко Бог Судия есть
И возвестят небеса правду Его. То есть, небеса прославят Бога за то, что и человеков удостоил небесных обителей. Хочет, чтобы преподобные народа первого прежде будущего суда прекратили жертвы, состоящие в заклании бессловесных животных, и восприняли жертву по разуму и ведению. Сверх сего, небесные силы песнословят Судию за то, что начал с преподобных. И небеса возвещают правду Его, радуясь о спасении их. Земное же жилище оставлено будет чину, не удостоившемуся небесного звания. Яко Бог судия есть. Здесь явно именует Христа Богом. Ибо Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5,22). А если Отец суд весь даде Сынови и Бог судия есть, то Христос есть Бог.
Толкование на псалмы.
И возвестят небеса правду Его: яко Бог Судия есть
Здесь он опять, желая показать светлость, ясность, очевидность, непререкаемость, известность правды Божией, представляет неодушевленные стихии возвещающими ее таким же образом, как сказано было прежде. «Ибо Бог есть Судия», т.е. определяющий должное каждому. Не напрасно он употребил здесь слово: «Судия», но дабы показать, что Бог и Сам праведен и другим воздает тем же. О Боге слово: «судия» употребляется вместо: «праведный», как и Павел выражается в словах: «Ибо иначе как Богу судить мир?» (Рим.3:6) В том ведь преимущественно и состоит суд, то преимущественно и значит быть судиею, чтобы не только произносить приговор, но произносить его справедливо. Судимы же будут как иудеи, жившие тогда, так и грешившие после в новом завете: первые будут иметь своими обвинителями природу и закон, а последние кроме того все сделанное для них Христом.
«И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия». Здесь, кажется мне, он говорит об Его правде, о великом Его попечении, о человеколюбии к самым иудеям, о многоразличном и разнообразном промышлении Его о всех людях, посредством творения, закона, благодати, видимого, невидимого, пророков, ангелов, апостолов, наказаний, благодеяний, угроз, обетований, порядка вещей во времени.
Беседы на псалмы. На псалом 49.
И возвестят небеса правду его: яко Бог судия есть
См. Толкование на Пс. 49:5
И возвестят небеса правду Его: яко Бог Судия есть
И возвестят небеса правду Его
Намереваясь ввести на суд самого Бога, судящегося с своим народом, пророк спешит предупредить и объявляет, что Бог все рассудит праведно на этом суде, так что даже неодушевленные небеса станут возвещать Его правду. Или же, быть может, пророк называет здесь небесами не те небеса, которые мы видим, но обитающие на небе чины бестелесных и духовных существ, всегда окружающих Господа.
Яко Бог судия есть
Вот самое лучшее ручательство за суд праведный, так как судиею на нем будет сам Бог, имеющий судиться с народом своим. Он все рассудит праведно, потому что правда свойственна Ему по самой Его природе.
И возвестят небеса правду Его: яко Бог Судия есть
Вслед за тем начинается суд; небеса возвещают правду Божию; т.е. с неба раздается голос Бога – Судии (гром: ср. Исх. 20:10).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
И возвестят небеса правду его, яко Бог Судия есть
По собрании всех начинается суд; небеса возвещают правду Божию, т.е. с неба раздается голос «Бога Судии» (ср. Исх. 19:19), Который готовится произнести решительный и праведный приговор на добрых и злых: тогда явно будет для всех правосудие Божественное, не щадящее злых и награждающее добрых. По произнесении Божественного приговора все небо, т.е. все жители небесные, согласием своим и похвалами подтвердят праведный приговор, возглашая: «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои» (Пс. 118:137). Яко Бог Судия есть – это самое лучшее ручательство за праведный суд: Бог рассудит все праведно, потому что правда свойственна Ему по самой Его природе.
Объяснение священной книги псалмов.