Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Как брату, или другу, старался Я им оказывать благодеяния, желая уврачевать их. Потому и плакал о них.
Толкование на псалмы.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся
Подлинно как брату, говорит Пророк, оказывал я ему всякую услугу, уподоблялся в смирении сетующему и плачущему, не позволяя себе высоко думать о своих заслугах. Сие показывает и история. Ибо на вопрос Саула: ты ли, «чадо Давиде?» отвечал, говоря: «раб твой, господи царю» (1Цар.26:17). И еще: «почто гониши, господи царю, в след пса умерша, и в след блохи единыя» (1Цар.26:18; 1Цар.24:15)?
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах
Желая показать пламенную свою любовь к Саулу, Давид назвал его ближним и братом. Ибо о родителях и господах наших мы говорим,—что их почитаем, а о братиях,—что их любим, когда не имеем своих детей. Итак, я, говорит, угождал Саулу, как действительно ближнему своему, и любил его, как брата своего.
Здесь указывает на предателя—Иуду, которого, как брата и друга, любил Господь и о нем плакал и сетовал, как говорит Исихий. Ибо, как брату и ближнему, Он позволил ему носить ящик и омочить вместе (с Ним) в блюдо (в издан. Своде).
Яко плача и сетуя тако смиряхся
Зная, говорит, что Саул завидовал мне за то, что я был хвалим народом, я смирился пред ним и добровольно принимал на себя вид плачущего, печального и сетующего: потому что смирение того, кому завидуют, уменьшает зависть в завидующем; тогда как напротив гордость в том, кому завидуют, увеличивает зависть в завидующем.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся
Сей стих в Еврейском тексте яснее читается так: яко ближнему, яко брату моему угождах, яко плачущая и сетующая матерь, тако слякохся. То есть: я и в несчастии и в благополучии находяся, не токмо никому зла за зло не воздавал, но напротив того, добром за зло платил: ибо так был расположен к каждому из противников моих, как друг ко другу, паче же, как брат брату, или паче – как мать к немощному дитяти. Ибо как мать, видя сына болящаго, наклоняется плачущая и сетующая, дабы взять его на руки, так и я с противниками моими поступал: ибо когда случалось им какое-либо несчастие, или приключалась болезнь кому-либо из них, тогда и я, от сострадания, болезновал о сих, и сетовал о несчастии каждаго, как сетует мать о болящем сыне. Возможно ли лучше и яснее изобразить искреннюю любовь ко врагам? Ибо, в самом деле, Давид Саула яко брата во всю свою жизнь любил, да еще и по смерти яко сына оплакивал. То же сделал несравненно превосходнее Христос, Который, предвидя погибель града Иерусалима, зельно плакал о нем, и уподобил Себя кокоши, птенцев под криле собрать тщащейся (Мф. 23).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся
См. Толкование на Пс. 34:13
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся
В сем стихе, как и в предыдущем, псалмопевец кратко излагает свое поведение в отношении к врагам своим. Он говорит (пер. с евр.): я поступал (в отношении к Саулу так), как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. Так я был расположен к каждому из противников моих, как друг к другу, или лучше – как брат к брату, или еще лучше – я относился к ним, как мать к больному ребенку своему: она, видя больное дитя свое, наклоняется к нему с плачем и скорбью, чтобы взять его на руки. Так и я поступал в отношении гонителей моих: когда случалась с ними болезнь или другое какое-либо несчастье, я соболезновал им с такою скорбью, как будто бы сам в их несчастье понес тяжелую утрату, равную потере матерью своего сына. История свидетельствует, что Давид уважал Саула как помазанника Божия, во всю свою жизнь любил его как брата и по смерти оплакивал как сына (2 Цар. 1:17). Здесь опять в лице Давида является прообраз Христа Спасителя, Который, предвидя гибель города Иерусалима, плакал о нем (Лк. 19:41) и уподоблял Себя кокоши (курице), заботливо собирающей под крылья птенцов своих (Мф. 23:37).
Объяснение священной книги псалмов.