Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла
Рече бо в сердце своем: не подвижуся, то есть, не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов, потому что не потерплю ничего худого.
Толкование на псалмы.
Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла
Другой переводчик (Симмах) говорит: всех врагов своих сдувает, говоря в сердце своем: не поколеблюсь в род и род, потому что не буду в несчастии. Видишь ли безумие? Видишь ли невыразимое бедствие? Видишь ли постепенно возрастающую погибель? Видишь ли, как состояние, почитаемое безумными блаженством, исполнено великих бедствий, как оно падает? Грешника хвалят во грехах его и благословляют в беззакониях его. Это первая пропасть, которая может погубить невнимательного. Поэтому лучше принимать тех, которые укоряют и вразумляют, нежели тех, которые хвалят и льстят при самой погибели, потому что последние развращают беспечных и располагают к большим порокам. Так и этого грешника, расположив к гордости, они довели до безумия. Потому и Павел, говоря о прелюбодеях, тоже самое внушает коринфянам: «и вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (1 Кор. 5:2). Нужно много оплакивать, а не хвалить грешника. Видишь ли крайнее развращение, когда порочный не только не осуждается, но даже удостаивается похвалы? А отсюда, от собственного безумия и похвал, он увеличил свою порочность, забыл о страхе Божием и правосудии Его, забыл даже о своей собственной природе. Подлинно, кто забывает о правосудии Божием, тот впоследствии времени забывает и о самом себе. Посмотри, как рассуждает он: я не поколеблюсь в род и род, но останусь без зла. Что может быть безумнее такого суждения, когда человек, существо тленное, окруженное предметами скоропреходящими и подверженное бесчисленным переменам, питает такие мечты? А откуда это происходит? От безумия. Когда безумный наслаждается благоденствием, одерживает победы над врагами, удостаивается похвал и удивления, тогда он бывает хуже всех. Не ожидая перемены своего состояния, он неблагоразумно пользуется и счастьем, а подвергшись несчастью, не будучи к тому подготовлен, он смущается и теряется. Не таков Иов: он и среди счастья каждый день ожидал несчастья; потому и говорил: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов. 3:25-26). И другой Премудрый говорил: «во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства – о бедности и нужде» (Сир. 18:25). Но этот грешник, однажды развратившись, не смотрит на дела человеческие, а на основании своего благоденствия считает их непоколебимыми; это – знак крайнего безумия и растления, и причина погибели. Итак, не считай блаженными людей богатых, одерживающих победу над своими врагами и получающих за это похвалы; все это – опасные пропасти для невнимательных, увлекающие в саму глубину нечестия.
Беседы на псалмы. На псалом 9.
Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла
Яснее перевел это Симмах: не совращусь в род и род, не буду терпеть зла. Такой предается он дерзости, и думает, что не подвергнется ничему худому, утопая в пороках всякаго рода.
Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла
Рече бо в сердце своем: не подвижуся (поколеблюсь)
Он почел свое благополучие постоянным; подвигнуться же или поколебаться, это значит испытать перемену или изменение в прежнем могущества и в собственных силах.
От рода в род без зла
Здесь должно считать опущенным глагол буду или пройду (проживу); ибо грешник подумал, что он будет непричастным никакой обиде от рода в род, т.е. в продолжение всей жизни. Под родом здесь именно должно разуметь жизнь; то есть как бы так было сказано: от его жизни настоящей до той, которая наступит после его смерти.
Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла:
Человек, забывший страх Божий, и себя уже забывает, и тако от собственнаго безумия умножает похвал нечестие. Виждь бо, что помышляет и глаголет: не подвижуся от рода в род без зла. То есть, никто не возможет поколебать мене, и низринуть от сего моего состояния, в котором пребуду от рода в род, без всякаго зла. Не ясно ли изображается здесь тщетная надежда нечестиваго?
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Рече бо в сердцы своем: не подвижуся от рода в род без зла
Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и «в род и род не приключится им зла», т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.
Рече во в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла
Нечестивый, забыв страх Божий, как будто похваляется своим нечестием и безбожием; сам в себе, или, что то же, в сердце своем он говорит: «Я не переменюсь никогда, в роды родов пребуду так, как был, потому что не потерплю ничего худого».
Объяснение священной книги псалмов.