Знаем есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник
Знаем есть Господь судьбы творяй. Ибо истинно праведен суд, по которому уготовавшие человеку смерть объяты ею. Ибо во время суда и те познают Судию, над кем будет суд.
Толкование на псалмы.
Знаем есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник
Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: познан был, суд сотворив, т.е. наказуя, карая, отмщая. Видишь ли еще благодеяние от наказания? Оно не только делает наказуемых более ревностными, но и распространяет свет богопознания, и отсюда еще более можно видеть, как Бог печется о людях. Так, когда Он позволил, чтобы стадо свиней бросилось с утеса и утонуло в море, тогда люди особенно испугались (Мк. 5: 13-18). И в ветхом завете иудеи, «когда Он умерщвлял их, они искали Его», как говорит пророк (Пс. 77:34). Почему же он не делает этого постоянно? Потому, что желает, чтобы люди не насильно, а добровольно совершали дела добродетели, побуждаемые к тому не столько наказаниями, сколько благодеяниями. Но, скажут, не гораздо ли лучше быть добрым по принуждению, нежели злым по свободному расположению? Невозможно быть добрым по принуждению. Кто добр только потому, что связан, тот не останется добрым навсегда, но, получив свободу, возвратится к злу; а кто воспитывается так, чтобы сделаться добрым по свободному расположению, и сделается таким, тот останется твердым в добре.
«В делах рук своих увяз грешник». Не сказал: рук Божиих, но «рук» самого «грешника». Видишь ли, как он разнообразит речь, представляя то наказание, происходящее свыше, то наказание, происходящее от порока? Где наказание свыше? «Господь познается», говорит, «совершая суды». Где наказание от порока? «В делах рук своих увяз грешник». И далее, изображая наказание, происходящее от порока, говорит: «в делах рук своих увяз грешник». Говорит не об одном наказании Божием, потому что Бог часто ожидает и медлит, и не об одном наказании от порока, потому что многие спокойно предаются ему, но подтверждает речь свою тем и другим. Поэтому и продолжает: «в делах рук своих увяз грешник». Другой неизвестный переводчик (см. Ориг. Экз.), говорит: перстов своих. Таким образом, когда ты строишь козни, то не думай, что строишь их другому; ты сплетаешь сети самому себе.
Беседы на псалмы. На псалом 9.
Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник
См. Толкование на Пс. 9:16
Знаем есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник
Знаем есть (познается) Господь судьбы (суды) творяй
Судьбами или судами называются здесь наказания Божия; так Он воздает по заслуге.
В делех руку своею увязе (загряз) грешник
А эти слова служат как бы продолжением предыдущих. Здесь именно выставляется та причина, почему Господь открывается творящим суды; но еще более здесь Он является праведным судиею, устраивающим так, что те, которые строят ковы для других, скорее всего сами же подвергаются этим ковам; так что зло, которое уготовляют другим, обращается таким образом на самих виновников зла. Под грешником разумеется один из тех трех родов людей, которые обозначаются словом языки или народы, изъясненным нами выше; или же пророк называет грешником вообще всякого исполненного нечестия. Диапсалма. Об этом сказано во введении.
Толковая Псалтирь.
Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник.
Понеже много беседовал Пророк то о праведном суде, то о милости Божией к убогим: сего ради выводят отсюда преполезное учение, заключая, что тогда наипаче познается Бог истинным и великим, когда чудныя судьбы творит, обращая оружия и коварства людей нечестивых в погибель их самих. Его бо промыслом увязает грешник в делех руку своею, когда падает в пагубу, которую иным устрояет, и в сеть, юже ближним уготовляет. Подобная сим видели мы во псалме 7:15–16, где в том же разуме сказано: се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Знаемь есть Господь, судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник
Это значит: Господь познается по делам Своего правосудия, когда Он приводит в исполнение Свои определения над нечестивыми, обращая козни и коварства людей нечестивых в погибель их самих. А потому и гибнут нечестивые от своих беззаконий; по определению Промысла Божия, они увязают в делах рук своих, в коих находят себе наказание и должное возмездие.
Объяснение священной книги псалмов.