Толкования на Исх. 13:15

Еп. Виссарион (Нечаев)

VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16; Лев. 12:1–4, 6, 8; Чис. 8:15–17). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами.

Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча, до первенца скотия. Сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу и всякого первенца сынов моих искуплю

Ожесточи (Господь) фараона. Это не так должно понимать, будто Сам Бог был виновником того ожесточения, того непреклонного упорства, с каким фараон старался удержать под игом неволи Израильтян, а так, что казни, какими Господь поражал Египет за несогласие фараона отпустить их, – вместо того, чтобы смирить его, только ожесточали его, или смиряли лишь на краткое время, пока продолжалась та или другая казнь. Что вина ожесточения фараона падает на него одного, а не на Бога (было бы богохульно обвинять в сем Святейшее существо), это видно из многих ясных свидетельств о сем Моисея. Так, после казни наслания на Египет песьих мух сказано: «Фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа» (Исх. 8:32). По прекращении казни побития полей градом сказано: «И ожесточилось сердце фараона и рабов его и он не отпустил сынов Израилевых» (Исх. 9:35). Сам Христос сказал о Себе, что Он не мир пришел принести но меч, ибо пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью ее (Мф. 10:34–35). Смысл слов Христа Спасителя тот, что учение Его будет служить поводом к разделению между людьми самыми близкими, ибо не одинаково будет принято ими, одни из них уверуют во Христа и за то вооружат против себя других, которые не уверуют. Следственно, не Сам Христос, именуемый князем мира и даже миром (Ис. 9:6; Еф. 2:14–16), является виновником разделения между людьми близкими даже по крови, а те духовные расположения, которые пробуждаются в них вследствие учения Христова, в одних благоприятные ему, в других враждебные. Что мудреного после сего, если и казни, какие Господь наводил на Египет с целью смирить фараона, только ожесточали, раздражали его? Виною тому был не Господь, а худой нрав фараона. – Последняя казнь, состоявшая в избиении первородных Египетских от человека до скота чистого и нечистого, и имевшая последствием отпущение Израильтян из Египта, не коснулась первенцев Еврейских. Сего ради, т.е. в память этой пощады первенцев Еврейских, аз, так должен был говорить отец семейства сыну своему, жертву Господу приношу, всякого отвергающего ложесна мужеска полу. Идет речь о первородных домашних животных – чистых агнцах, козлах, тельцах. Что же касается нечистых домашних животных – ослов, коней, верблюдов, которых нельзя было приносить в жертву, их велено было заменять для жертвы агнцами или выкупать, если недодавало агнца. И всякого первенца сынов моих искуплю, возьму за него выкуп, ибо человеческих жертв Господь не требует. Мать каждого первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу выкуп в 5 сиклей (около 2 р. 50 к.). Это представление к святилищу составляло то посвящение Господу, которое предписывалось для каждого первородного. Что же касается до выкупа, то он служил знаком освобождения первенцев от той повинности, которая, вскоре после обнародования закона о первенцах, возложена была на левитов, – повинности, состоявшей в служении при скинии и в храме. Левиты, как увидим, заменили собою первенцев в этом отношении, и от лица их исполняли свои обязанности в скинии и потом в храме.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю

См. Толкование на Исх. 13:3 и Исх. 13:11