Послушайте Мене, людие Мои, послушайте, и царие, ко Мне внушите: яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языком
Почему Он повторяет первые слова (в ц.сл. тексте слово «послушайте» повторяется два раза)? Потому что Он говорит о великих вещах, которые совершатся: «ибо от Меня произойдет закон». Он опять слегка касается будущего. Полагать законы есть дело более прочего необходимое, и это отличает нас от лишенных разума. Что пользы иметь дар слова, когда мы лишены правильного разума? Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которою нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных. Но у тех гнев тотчас успокаивается, у нас же упорствует ненависть. У них не бывает зависти, у нас же она всегда воспламенена. Таким образом, законодатель и закон – это первая и великая помощь. Потому иноплеменники, а также завоеватели городов считали законодателей большими благодетелями, чем своих родителей. Это справедливо и заслуженно, так как последние дают жизнь, а те учат, как проводить честную жизнь, – вследствие чего происходят защита и твердость. Не стены, не войска, но справедливые законы делают государства безопасными. Так точно и человека освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, но добродетели духа и правильный порядок жизни. По этой причине один мудрец говорит: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою» (Притч.24:5), и помощь его выше десяти князей в государстве; а также: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч.14:7). Мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесною силою, но великие душевною добродетелью, так как и корабль рассекает волны не потому, что он велик, окован медью, и имеет несокрушимые борта, но потому, что имеет управителя, который направляет его по своей воле.
«И суд Мой поставлю во свет для народов». Поистине их просветило знание судов и понимание законов Его. Видишь ли пользу суда? Мрак удален, страх отогнан, страсти изъяты. Подобно тому, как появление судьи обращает в бегство воров, грабителей трупов и разбойников и всякого рода злодеев, так точно, когда рассудок получает свою силу, и садится на престол суда, он удаляет все вредное, а усвояет и делает приятным все полезное. Не видел ли ты в городе, каким страхом охватываются, когда садится на суде судья, не только виновные, но также и невинные? Таким же образом, когда ум бывает здрав, и подобно судье садится на трон суда, страх и трепет превращают в бегство то, что было прежде сделано незаконного: не только обличаются неправые мысли, но и невинные движения ума боятся и охватываются страхом. Подобно этому, когда судит Бог, то даже звезды не объявляются пред Ним чистыми, и не оправдывается сам Павел: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4). Таким образом, когда ум произносит себе суд и надлежащими обличениями исследует изъяны, то ничто не пригодно для оправдания его, по сказанному: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»« (Притч.20:9)? Кроме того, написано: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20); а также: «о чем говорите в сердцах своих, о том сокрушайтесь на ложах ваших» (Пс.4:5); и сам Павел говорит: «Да испытывает же себя человек» (1Кор. 11:28), и опять: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31).
Толкование на пророка Исаию.
Послушайте Мене, людие Мои, послушайте, и царие, ко Мне внушите: яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языком
Обещая явить величайшее и неисчислимое множество верующих в Него, Он обращается к сему множеству с речью как бы уже к собравшемуся; и потом тайноводствует их как своих поклонников, дабы истинным оказалось написанное о них: »и будут вси научени Богом« (Ин. 6:44; Ис. 54:13). Посему и божественный Давид поет и так говорит Спасителю всех Христу: »блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его« (Пс. 93:12). Сверх того обетовал и славу тем, которые познали явление Его, как и чрез одного из святых пророков говорит о своем пришествии в мир с плотью: по днех онех, глаголет Господь: »дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу Я« (Иер. 31:33). И премудрый Павел, правильно уразумевший это, пишет и говорит достигшим сего: »послание наше вы есте«, »написаное не чернилом, но Духом Бога жива« (2 Кор. 3:2-3). Итак слушайте меня, говорит, то есть, примите мои слова и не будьте подобно Израилю необузданными, привязанными к ветхой букве закона и ничего невидящими кроме образов. »До времене исправления« заповедь дана чрез Моисея, сказано (Евр. 9:10). Но так как время вочеловечения (Христа) более не составляет предмета ожиданий, но уже наступило; то тень должна преобразоваться в истину. Посему послушайте мене людие мои. Говоря: людие мои предлагает им духовное общение (с Собою), дарованное им в свое время, этим убеждая их, как я думаю, и делая более готовыми к принятию, то есть, слов Его. Призывает же не одних принадлежащих к народу, но вместе с ним и царей, чтоб ты разумел начальников или вождей народов; ибо из великого числа уверовавших достигли этого многие, начатками которых соделались божественные ученики, а после них приобрели царское имя и те, которые идут по следам их, как получившие царское имя и назначенные для управления народов. Посему как бы от чрезвычайно великой радости они воссылают благодарственные песни Богу, говоря: »покори люди нам, и языки под ноги наша« (Пс. 46:4). О них же воспевает и божественный Псалмопевец: »князи людстии собрашася с Богом Авраамлим« (Пс. 46:10). Посему говорит: о, народы и цари! послушайте мене и внушите и возвестите будущее. Закон от мене изыдет и суд мой во свете языком. Законом в сих словах называет божественную и евангельскую проповедь, ибо она есть иного рода и как бы новое и спасительное учение, или пременение ветхого закона в лучший и преобразование ставших излишними образов в истину. Посему Христос сказал: »да не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити«. Глаголю вам: яко »иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут« (Мф. 5:17-18). Но закон в письменах дан чрез Моисея, а спасительная, то есть евангельская, проповедь произошла чрез Христа. Посему и подобало, как надо думать, Моисею быт служителем тени и образа, а Христу соделаться светильником знания и истинного богослужения в Духе; ибо Он есть свет истинный. К сему прибавляет, что суд мой во свет языком. Судом здесь называет святое и человеколюбивое определение Его, возвестившее во свет языков благодать от Него, или суд, правоту и правосудие или правду, очевидно евангельскую. Так и божественный Давид напоминает о священной проповеди, говоря: »Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси« (Пс. 98:4). Если же говорит, что сотворил божественную и спасительную проповедь среди Иакова; то не тем ли более сотворит и среди других народов? Но необходимо помнить о том, что Бог говорит: »несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева« (Мф. 15:24), а также устами самого божественного Давида: »аз же поставлен есмь Царь от Него«, очевидно от Бога Отца, »над Сионом горою святою Его«, возвещать повеление Господне (Пс. 2:6); ибо от Израиля были »отцы«, »и обетование«, »и законоположение« »и завет« (Рим. 9:4-5). Поелику же они сделались отступниками, непокорными и Господоубийцами,-то вследствие сего благодать отступила от них и сделалась светом всех народов.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 4-5 Внемлите Мне, народ Мой, и колено (tribus) Мое, послушайте Меня: ибо от Меня произойдет закон и суд Мой будет покоиться во свете народов. Близок праведный Мой: вышел Спаситель Мой, и мышцы Мои будут судить народы. На Меня острова будут уповать и на мышце Моей утверждаться
В еврейском говорится один раз: внемлете, по Семидесяти двукратно: послушайте Меня, послушайте Меня, чтобы научить нас, что мы должны слушать и телесными ушами, и духовным чувством. И призывается множество племен, то есть народ Божий, внимательно слушать то, что говорится, о чем Захария говорит: прибегнут языцы мнози ко Господу и будут Ему в люди (Зах. 2:11). Или, как некоторые полагают, народом называются остатки из верующих в Израиле, а коленом (tribus) или племенами (gentes)— уверовавшие из массы язычников (nationum), как Моисей говорит язычникам в песни Второзакония: возвеселитеся языцы с людми Его (Втор. 32:43).
Вместо колена (tribus), как мы перевели, Феодотион перевел род (genus), Симмах племя (gens), Семьдесят цари. Ибо мы и колено, и племя и род Господень царский и священнический, каким был и Авраам, названный царем, а прочие святые, о которых написано: не прикасайтеся, помазанным Моим (Пс. 104:15).
Что же повелевается слушать? Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой во свет народов или племен. Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет из Сиона, а не тот, который некогда был дан Моисею на Синае; и суд Мой произойдет во свет племен, чрез что Он решил и определил спасти все племена. А чтобы мы не думали, что после долгого времени произойдет обещанное Им; Он присоединяет: близок праведный Мой или [близка] правда. Ибо Христа Отец соделал для нас премудростию и искуплением (1 Кор. 1), святостию и правдою и всем тем, что носит наименование добродетели. И прекрасно говорится, что произойдет правда, чтобы не одно племя, но весь мир спасся. А что Спасителем или спасением, называющимся по еврейски Иисус, именуется Сын Божий, посланный от Отца, это сказал Симеон, держа Отрока на руках своих: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, яко видесте очи мой спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком (Лк. 2:29-32). Следующее же далее: и мышцы Мои будут судить народы или по Семидесяти: и на мышцу Мою будут надеяться племена означает или то, что все будут судимы Его силою, или же то, что все народы уверуют во Христа, который есть мышца и сила Божия. И в другом месте говорится: Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя и вознесется десница Твоя (Пс. 88:14), и еще: воспойте Господеви песнь нову: спасет Его десница Его и мышца святая Его (Пс. 97:1). Ибо десница и мышца Господня есть тот, кто спас для Себя прежде погибших, чтобы никто не погиб из тех, коих дал Ему Отец (Ин. 17). А что островами называются или души святых, утверждавшиеся при преследованиях со стороны мира сего на крепкой вере в Бога, или многочисленные церкви из язычников, это мы часто излагали. И как под мышцею Господнею [мы разумеем] Спасителя, так под мышцами Его, которые будут судить народы, мы можем понимать всех святых, чрез которых Бог будет судить мир.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.
Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов
Второе обращение, специально к избранному народу Божию, или, точнее говоря, к лучшим представителям его; аргументом для обращения их служат здесь чудесные проявления Правды Божией, которая вскоре явится источником спасения и света для всех, верующих в нее, и которая будет иметь вечное, не перестающее значение.
Послушайте… приклоните ухо ко Мне! Такая настойчивость обращения указывает на особую важность произносимого.
Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю в свет для народов. Понятия «суд» и «закон»» на языке Священного Писания, имеют свой технический смысл и являются почти синонимами: «суд» - это откровение, обнаружение судящей и оправдывающей Божественной воли, т. е. тот же самый Божественный закон, но в более общей форме - как писаный, так и неписаный. О суде и законе здесь говорится в будущем времени, которое, основываясь на контексте речи, мы должны принимать буквально. Следовательно, здесь дано пророчество о каком-то особом и чрезвычайном будущем откровении Божественной воли, имеющем всеобщее, мировое и вечное значение (6 ст.).
«Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет от Сиона, а не тот, который был некогда дан Моисею на Синае» (Блаженный Иероним). Раньше пророк эту миссию «утвердить суд» над островами и «зажечь свет» в откровение языков возлагал на Сына Своего, Мессию (говоря Вот, Отрок Мой; Ис. 42:1, 4, 6), следовательно, и здесь субъектом речи является то же Лицо! По-видимому, не иное что, как эти же места, имел в виду и Симеон Богоприимец в своей известной молитве (Лк. 2:31).
Толковая Библия.