Ст. 6-8 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих
Еще говорит мне пастырь: отринь от себя сомнение, и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря в себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешивши пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения, и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошения души твоей.
Пастырь.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
Ибо сомневающийся является дерзким. Ведь если ты не уверовал, что [Бог] исполнит твою молитву, то ты не можешь не считаться обвинителем Всемогущего, поневоле став двоедушным. Поэтому необходимо, чтобы этот столь позорный недуг был преодолен.
Фрагменты.
Ст. 6-7 Да просит же верою, ничтоже сумняся
Если просящий мудрости верит не сомневаясь, что Бог может дать по прошению его, то пусть просит у Бога. Если же не верит, но рассуждает в себе, т.е. сомневается, пусть не просит ничего совершенно, потому что не получит просимое. Рассуждающий в себе и сомневающийся это тот, кто просит от Бога с презрением и гордостью, сей без сомнения есть поноситель и укоритель Бога, за неверие проявляемое к Нему. Если ты, о Христианин, не веришь, что Бог может исполнить твоё прошение – не проси ничего совершенно, чтобы не найден ты был укорителем всё могущего Бога как не могущего, из-за твоего двоедушия и маловерия. Должно тебе изгнать из твоего сердца этот скверный недуг маловерия и двоедушия, и тогда получишь то, что просишь. Потому что сказал Господь «вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимите» (Матф. 21:22).
Сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога
Сомневающийся по святому Феофилакту и Икумению, называется тот человек, который отлучает себя от уверенности в каких ни будь вещах, разделяя свой помысел на двое недоумевает: эти вещи таковы, как есть или нет. Такой человек не получит от Бога, то что просит, потому что стал сомневающимся разделённым на двое в своём помысле. Таковой подобен, по святому Митрофану, морской буре. Как море приходит в движение, вздымается вне от ветров, и быстро успокаивается, так и сомневающийся, с одной стороны он приходит в движение от внешних искушений и прибегает к Богу с прошением дать ему мудрость и помощь. С другой же стороны быстро успокаивается, и не просит со тщанием. Посему то не имеет внутри, в сердце горячей веры и твёрдой надежды на Бога. Поэтому не получает мудрости о которой просит, или иное дарование, потому что «в злохудожну душу не внидет премудрость» как говорит Соломон (Прем. 1:4).
«Большими трудами, по тому же Митрофану, возможно Божественное приобщение для твари, оно даётся только любящим злострадание и сильно просящим его; если же оно бы давалось всем хотящим легко и без усиленных прошений и молений, то быстро и пренебрегалось бы». Таким образом покоримся пророку Давиду, увещевающему «насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего» (Пс. 36:4).
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Да просит же верою, ничтоже сумняся
Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся и тот, кто просит с высокомерием. Но очевидно, что кто просит сомневаясь, тот есть обидчик, ибо если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может. Посему нужно умолять об избавлении от такой постыдной болезни.
Толкование на соборное послание апостола Иакова.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
Иаков показывает, что место мудрости в человеке занимает вера. Он направляет это против Симона Волхва, который просил у апостолов, чтобы дали ему Святой Дух, но не просил веры.
Трактат на семь Кафолических посланий.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, и да представит Богу свою добрую жизнь, чтобы показать, что он достоин того, чтобы его прошение было услышано. Ведь если кто помнит, что преступил заповеди Господни, тот совершенно справедливо сомневается в том, что Господь его услышит. Как и написано: Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость (Притч 28:9).
О семи Кафолических посланиях.
То есть, проводя добрую жизнь, пусть покажет себя непоколебимым в вере, чтобы удостоиться быть услышанным во время молитвы. Ибо кто знает, что он не повиновался наставлениям Господним, тот справедливо не надеется, что Господь станет внимать его молитвам. Ведь написано: Кто затыкает (отклоняет – Vlg.) своё ухо, чтобы не слушать закон, того молитва будет мерзостью (Притч. 28:9). Ибо колеблющийся подобен морской волне, которую ветер вздымает и бросает во все стороны. Кого совесть обличает в грехе, тот не надёжен для небесных наград: из-за напора искушений он легко покидает состояние веры, которой в спокойное время он, казалось, служил Богу, и по прихоти невидимого врага, как от дуновения ветра, попадает в сети различных пороков.
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
Если он верует, пусть просит, а если не верует, пусть и не просит - он не воспримет, ибо просит без веры. Подобен морской волне - ведь сомневающийся нерешителен в своих просьбах, недолго настаивает и скоро отступается. Им движет гордость: он быстро отчаивается, если просьба его тотчас не удовлетворяется, ибо много о себе мнит и не считает себя недостойным получить желаемое. [Гордому] противоположен смиренный.
Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
Да просит с верою, нимало не сомневаясь: необходимое условие для получения просимого в молитве есть вера, и именно вера, чуждая всякого сомнения в получении просимого. Так выразительно и не раз говорил Сам Господь (Мф. 17:20; Мф. 21:21 и парал.; ср. прим.): по Его слову, для такой веры нет ничего невозможного (Мк. 9:23). «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся – и тот, кто просит с высокомерием» (Феофилакт). Подобием объясняет далее апостол, почему при молитве нужна вера несумнительная: сомневающийся при молитве к Богу подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой, то есть непостоянен и неспокоен; он постоянно колеблется всяким дуновением и движением мысли, волнуется, от надежды на исполнение молитвы переходит к опасению не получить просимого, от любви – к страху, от доверчивости – к малодушию и т. п. и тем высказывает нетвердость своей веры в Бога: именно, что Бог может и по человеколюбию желает дать человеку просимое в молитве.
Толковый Апостол.
Ст. 6-8 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих
В Боге не может быть причины неисполнения человеческого прошения мудрости или какого-либо другого дара, но такая причина может заключаться в человеке, в его внутреннем настроении. Прежде и более всего для просящего у Бога мудрости (или другого чего) необходима вера твердая, чуждая какого-либо сомнения или колебания. «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся - и тот, кто просит с высокомерием… Сомневающийся тот, кто далек от твердого действования, и недоумевает, сбудется то или иное, или нет» (блаж. Феофил.). Напротив, молитва христианина, просящего о мудрости, должна быть чуждой каких-либо колебаний, которые апостол уподобляет в отношении неустойчивости, подвижности и ненадежности - морской волне (ст. 6, б.); молитва именно должна быть твердою и устойчивою, основываясь на незыблемом основании веры. «Как благотворящий Бог - весь сострадание и благотворение, так просящий человек должен быть весь вера и уверенность» (Еп. Георгий). В ст. 8 апостол, повторяя образно выраженную в ст. 6 мысль о гибельности сомнения и колебания, называет человека, одержимого этим недугом сомнения и колебания, «двоедушным», δίψυχος, как бы имеющим две души, из которых одна стремится к Богу, другая - к миру; отсюда - нетвердость и неустройство во всех путях его, во всей его нравственной деятельности. «Двоедушный - находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер… иначе мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к настоящему, ни к будущему, но носится туда и сюда, придерживается то будущего, то настоящего (блаж. Феофил.) «Отринь свое собственное двоедушие и нисколько не сомневается просить у Господа и получить» («Пастырь» св. Ермы, Запов. 9).