Ст. 4-6 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
Ибо невозможно, чтобы те, кои однажды крещены, и вкусили дара онаго небеснаго чрез принятое ими врачевство, и причастниками стали Духа Святаго чрез полученные ими дары Духа, и начаток благого Слова Божия вкусили в новом Евангелии, и силою будущих времен вооружены, очевидно в уготованном праведникам обетовании, - а теперь если бы они пали (согрешили) снова, - то невозможно, чтобы опять обновлялись вторичным крещением в покаяние: ибо вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его, между тем как распятие совершилось однажды и уже не повторится более, и крещение оправдательное дано уже, и снова во второй раз не дается грешнику.
Ибо невозможно - однажды просвещенных
Не сказал, неполезно, или неприлично, но: невозможно, так что привел их в отчаяние относительно надежды на второе крещение.
И вкусивших дара небесного
То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога.
И соделавшихся причастниками Духа Святаго
После оставления грехов следует причастие Святого Духа: ибо Он не обитает в теле, обремененном грехами. Сообщался же Дух Святый чрез возложение рук, как и выше сказано.
Ст. 4-6 Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века. Второе распинающих Сына Божия себе и обличающих
«Не возможно бо обновляти в покаяние», т. е. обновлять чрез покаяние однажды крещенных, и «вкусивших дара небеснаго», т. е. отпущенил грехов (ибо оно даруется с неба от пренебеснаго Бога), и соделавшихся причастниками Духа Святаго – чрез возложение рук, как выше сказано; «и вкусивших добраго глагола Божия» (Апостол разумеет применимос к новопросвещенным учение о Боге) и «вкусивших силы грядущаго века», то есть, познавших, какую силу имеет грядущий век, и что он будет на самом деле, именно, что в нем будет воздаяние людям за то – как они жили здесь (на земле), что он не имеет конца, и что тогда-то по преимуществу откроется (людям) всеведение Бога и Его правосудие. Слово «вкусивших» здесь употреблено в общем смысле по отношению ко всему сказанному. Под отпадением разумеется грех, как такое падение, которое есть преступление закона.
Что же! Ужели покаяние отвергается? – Да не будет!
Ибо употребив слово: «в покаяние», Апостол на этом не остановился, но прибавил:
Второе распинающих Сына Божия себе
Чрез покаяние, говорит он, распинающее Христа.
Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхаго нашего человека, т. е. грех, как и в другом месте он сказал, что спогребохомся Христу крещением (Рим. 6:4). Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни, в коем и самыя погружения изображают погребение, то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься.
И обличающих
И чрез вторичное крещение понося Его, как и в первый раз распявшие Его Иудеи. Или же: показывая таким действием, будто первое распятие не удовлетворило делу спасения людей, и оказалась нужда во втором. Глумливое желание втораго распятия есть посрамление и позор для перваго.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго
В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). - «Просвещенных…», т.е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4; X:32; Ин 1:9; 2 Кор. 4:4, 6). - «Вкусивших дара небесного…» - оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще - неизреченным даром (2 Кор. 9:15; Рим 5:17; ср. II:4; Х:20), и вообще благодати Св. Духа.
Толковая Библия.