[<10>] ====== Толкования на Исх. 13:15 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16; Лев. 12:1–4, 6, 8; Чис. 8:15–17). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами. **Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча, до первенца скотия. Сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу и всякого первенца сынов моих искуплю** **Ожесточи** (Господь) **фараона**. Это не так должно понимать, будто Сам Бог был виновником того **ожесточения**, того непреклонного упорства, с каким **фараон** старался удержать под игом неволи Израильтян, а так, что казни, какими Господь поражал Египет за несогласие **фараона** отпустить их, – вместо того, чтобы смирить его, только ожесточали его, или смиряли лишь на краткое время, пока продолжалась та или другая казнь. Что вина **ожесточения фараона** падает на него одного, а не на Бога (было бы богохульно обвинять в сем Святейшее существо), это видно из многих ясных свидетельств о сем Моисея. Так, после казни наслания на Египет песьих мух сказано: //«Фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа»// [[old:ish:08:32|(Исх. 8:32)]]. По прекращении казни побития полей градом сказано: //«И ожесточилось сердце фараона и рабов его и он не отпустил сынов Израилевых»// [[old:ish:09:35|(Исх. 9:35)]]. Сам Христос сказал о Себе, что Он //не мир пришел принести но меч, ибо пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью ее// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34–35)]]. Смысл слов Христа Спасителя тот, что учение Его будет служить поводом к разделению между людьми самыми близкими, ибо не одинаково будет принято ими, одни из них уверуют во Христа и за то вооружат против себя других, которые не уверуют. Следственно, не Сам Христос, именуемый князем мира и даже миром [[old:is:09:06|(Ис. 9:6]]; [[new:ef:02:14|Еф. 2:14–16)]], является виновником разделения между людьми близкими даже по крови, а те духовные расположения, которые пробуждаются в них вследствие учения Христова, в одних благоприятные ему, в других враждебные. Что мудреного после сего, если и казни, какие Господь наводил на Египет с целью смирить **фараона**, только ожесточали, раздражали его? Виною тому был не Господь, а худой нрав **фараона**. – Последняя казнь, состоявшая в **избиении первородных** Египетских **от человека до скота** чистого и нечистого, и имевшая последствием отпущение Израильтян из Египта, не коснулась **первенцев** Еврейских. **Сего ради**, т.е. в память этой пощады **первенцев** Еврейских, **аз**, так должен был говорить отец семейства сыну своему, **жертву Господу приношу, всякого отвергающего ложесна мужеска полу**. Идет речь о первородных домашних животных – чистых агнцах, козлах, тельцах. Что же касается нечистых домашних животных – ослов, коней, верблюдов, которых нельзя было приносить в жертву, их велено было заменять для жертвы агнцами или выкупать, если недодавало агнца. **И всякого первенца сынов моих искуплю**, возьму за него выкуп, ибо человеческих жертв Господь не требует. Мать каждого первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу выкуп в 5 сиклей (около 2 р. 50 к.). Это представление к святилищу составляло то посвящение Господу, которое предписывалось для каждого первородного. Что же касается до выкупа, то он служил знаком освобождения **первенцев** от той повинности, которая, вскоре после обнародования закона о **первенцах**, возложена была на левитов, – повинности, состоявшей в служении при скинии и в храме. Левиты, как увидим, заменили собою **первенцев** в этом отношении, и от лица их исполняли свои обязанности в скинии и потом в храме. **//Толкование на паремии из книги Исход.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю** См. Толкование на [[old:ish:13:03#lopuxin_ap|Исх. 13:3]] и [[old:ish:13:11#lopuxin_ap|Исх. 13:11]] [<10>]