[<10>] ====== Толкование на Ис. 59:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать** Смотри: пророк не только желает уверять их, ищущих спасения, в силе Его (Бога), но также требует прилежания в делах и в соблюдении законов. По причине ли слабости Моей все это? Никак, потому что Я мог и тогда освободить вас от притеснений. Но вас предали ваши беззакония, и все это пришло на вас по причине ваших грехов, – почему, говорит, Я повелеваю вам стараться воздерживаться от грехов. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1–4 **Еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, еже не услышати? Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати. Руце бо ваши осквернене кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается. Никтоже глаголет правды, ниже есть суд истинен: уповают на суетная и глаголют тщетная, яко зачинают труд и раждают беззаконие** В объясненных незадолго пред сим словах выведено было лице Бога, говорящего божественному пророку: //возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их. Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии: просят ныне у Мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? смирихом души наша, и не уведел еси? во дни бо пощений ваших обретаете воли вашя, и вся подручныя вашя томите, в судех и сварех поститеся. Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь// [[old:is:58:01|(Ис. 58:1-]][[old:is:58:06|6)]]. Изъясняя, как могли, смысл этого пророчества, мы говорили, что они противились установлениям премудрого Моисея и совершенно пренебрегали правою жизнью, но поступали сообразно с своими привычками и нисколько не отступали от ненавистного Богу и грехолюбивого образа жизни. Потом, если была объявляема когда-либо война, они обращались к воздержанию от пищи, воображая, что одним только постом, самим по себе или невкушением пищи, они могут умилостивить Судию. Но обманувшись в своей надежде, они начинали роптать и говорили: //что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом души наши, и не уведел еси// [[old:is:58:03|(Ис. 58:3)]]? Обрати же теперь, обрати внимание на то, как божественный пророк, по своей великой ревности по Боге, упрекает их и говорит: **еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, не услышати**? Нет, не ослабела, говорит, всесильная десница Господа и не отягченный имеет он слух и отвращенный, так чтобы не слышал, но **греси ваши разлучают между вами и между Ним**. Итак, кто уничтожит это разделение и удалит то, что подобно стене отделяет от познания Бога, то есть грех, от того недалек Спасающий и несомненно примет его мольбы: ибо Ему свойственно как быть всемогущим, так и по любви к добру принимать прошения угнетенных. А какие грехи разлучают между Богом и потомками Израиля, присовокупляет, говоря: **руце бо ваши осквернены кровию и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается**; ибо они убивали святых пророков, посылаемых от Бога; обвиняли и Его. Посему Иеремия сказал: //сила моя оскуде от кленущих мя// [[old:ier:15:10|(Иер. 15:10)]]. Кроме этого, теперь Он, по-видимому, обвиняет их за нечестие против Христа, говоря, что **руки их осквернены кровию**; потому что они сделались убийцами Господа и уста их говорили беззаконие и **язык их поучался неправде**: они постоянно враждовали против Христа, поносили и злословили Его, то унижали божественные знамения и выдумывали ложь против божественного величия, то обвиняли Его и говорили: //возми, возми, распни Его// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]! Посему-то, когда Христос как бы уже подвергся неправедному осуждению, пророк с святым дерзновением и восклицает: **никто же глаголет правды, ниже есть суд истинен: уповают на суетная: и глаголют тщетная**. В чем же состоит это их суетное упование? Они вообразили, что изъяв Наследника из среды (живых), овладеют его достоянием. И говоря эти пустые слова друг другу, они, жалкие, поступили нечестиво против Него. Итак, это пророческое слово или обвиняет потомков Израиля за нечестие против Христа, или уличает их в том, что они не были добрыми ни в одном отношении; руки их запятнаны кровью, уста и язык их только и заняты тем, что относится к нечестию, беззаконию и неправде, и сверх всего этого судьи их сделались неправедными, то есть, брали подарки и преданы были постыдным прибыткам. Так и в другом месте сказано: //како бысть блудница град верный Сион полн суда? в немже правда почиваше, ныне же (в нем) убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии// [[old:is:01:21|(Ис. 1:21-]][[old:is:01:23|23)]]. Богодухновенное Писание почти всегда болезнью или трудом (πόνον) называет зависть. И это вполне справедливо, потому что она изнуряет и иссушает сердца тех, которые питают ее. И Псалмопевец нечто подобное говорит о ком-то, или о народе Иудейском: //зачат болезнь, и роди беззаконие// [[old:ps:007:15|(Пс. 7:15)]]: ибо претерпев сначала мучения зависти ко Христу, они породили нечестие или беззаконие против Него; замыслами своими они как бы уличены были в том, что говорили следующее пророческое слово: //свяжем праведного, яко непотребен нам есть// [[old:is:03:10|(Ис. 3:10]]; ср. [[old:prs:02:12|Прем. 2:12)]]. Мы увидим также, что они в собраниях своих приняли самое ужасное решение против Него; ибо о Спасителе всех нас Христе они говорили: //что сотворим? яко Человек Сей многа знамения творит. Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне, и возмут язык наш и страну. Един же некто от них Каиафа// – он то и был изобретатель злодеяния против Христа – //опять сказал: вы не весте ничесоже, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет// [[new:in:11:47|(Ин. 11:47-50)]]. Итак, из сказанного весьма ясно можно видеть, что зачавшие труд, то есть подвергшиеся мукам зависти против Него, породили беззаконие. На что же указывает нам здесь пророческое слово? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать** Но поелику говорим, что Бог многомилостив, то почему же, когда постоянно толцем и просим в искушениях, не бываем услышаны, но презирает Он прошение наше? Сему, конечно, учит нас Пророк, говоря: не мала рука Господня, чтоб помиловать, и не тяжел Господь слухом, чтобы услышать. Но грехи наши разлучили нас с Ним, и беззакония наши отвратили лице Его, чтобы не слышать. Во всякое время воспоминай о Боге, и Он воспомянет о тебе, когда впадешь в беды. //**Слово 57.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Вот рука Господа не сократилась так, чтобы не могла спасать, и ухо Его не отяжелело так, чтобы не слышало; но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши сокрыли лице Его от вас, чтобы Он не внимал** Я мог и прежде исполнить то, о чем сказал, что совершу это: //будешь уповать на Господа, и возведет тебя ко благам земли, и даст тебе вкусить наследие Иакова, отца твоего//. Ибо не сократилась и не сведена рука Моя так, чтобы Я не мог простирать ее для освобождения народа Моего, и Я не имею глухие уши, чтобы не мог слышать вас. Отсюда ясно, что уши Господа, слушающие праведных и не слушающие грешников, отнюдь не похожи на наши уши, которые одинаково слышат всякое произнесенное слово правды и неправды; но //грехи ваши//, говорит, подобно некоей стене, противопоставленной посредине, отделяют вас от Бога. Поэтому и Спаситель чрез Свое страдание соделал из обоих одно и, разрушив средостение ограды, упразднил вражду плотию Своею [[new:ef:02:start|(Еф. 2)]], чтобы разделенных стеною грехов соединяла кровь Христа. Он отверз дверь рая, бывшую в течение долгoго времени заключенною, и огненный меч угасил кровию Своею чтобы разбойник мог услышать: //днесь со Мною будешь в раи// [[new:lk:23:43|(Лк. 23:43)]]. Следующее же затем: //и по причине грехов ваших отвратил Он лице от вас, чтобы не слышать// или //чтобы не миловать// означает то, что Он не мог сносить смрад грехов и беззакония их, но отвратил лице Свое, чтобы не видеть их непотребство и не быть вынужденным к немедленному наказанию. Поэтому грешник, желая видеть лице Господа, говорит в псалме: //доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене// old:ps:012:01|(Пс. 12:1)? И в другом месте: //просвети лице Твое и спасемся// [[old:ps:079:04|(Пс. 79:4)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать** Тесная связь настоящей главы с предыдущей открывается уже из одного того, что она продолжает давать ответ на тот же самый вопрос, какой служил темой и предшествующей главы, именно - почему евреи, которые, по-видимому, так строго исполняют все предписания Моисеева закона, не получают, однако же, оправдания и спасения от Бога? Уж не лежит ли причина этого во Всевышнем, как могли думать некоторые, особенно самонадеянные в высокомнящие о себе из сынов Израиля? Как бы предупреждая самую возможность подобного безрассудного вопроса, пророк, именно, и начинает данную главу с решительного заявления, что //рука Господа не сократилась, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело, чтобы слышать// [[old:is:59:01|(1 ст.)]]. Следовательно, причины погибели народа Божия лежат не в Господе, а в самом народе, точнее, в его беззакониях и преступлениях, каковые пророк Исаия подробно и раскрывает дальше. //**Толковая Библия.**// [<10>]