[<10>] ====== Толкования на Еф. 6:9 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия** **"И вы, господа",** – говорит, – **"поступайте с ними так же"**. Что такое – **"так же"**? Благосклонно служите. Хотя (апостол) не сказал: "Служите", но словом: **"так же"** он выразил эту мысль, потому что и господин служит. //"Не как человекоугодники"//, – говорит, – //"со страхом и трепетом"//, т. е., со страхом Божьим, опасаясь, как бы когда-нибудь Он не осудил нас за нерадение о рабах. **"Умеряя строгость"**. Не будьте, говорит, жестокими и строптивыми. **"Зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь"**. Увы! Какой намек! Как сильно устрашил! То есть: "Какой мерой меришь, отмерится и тебе". Чтобы тебе не услышать: //"Злой раб! весь долг тот я простил тебе"// [[new:mf:18:32|(Μф. 18:32)]]. **"У Которого нет лицеприятия"**. Не подумай, говорит, что за обиду, причиняемую рабу, (Бог) простит потому, что она причинена рабу. Внешние законы, как законы человеческие, допускают еще различие по происхождению, но закон общего Владыки не знает никакого различия, так как благодетельствует всем вообще и наделяет всех одним и тем же. А если кто станет спрашивать: откуда же рабство, и зачем оно появилось в жизни человеческой? (как многие, я знаю, с любопытством спрашивают и желают знать это), - то я вам скажу: от любостяжания произошло рабство, а также от зависти, от ненасытной алчности. Ной не имел рабов, ни Авель, ни Сиф, ни другие после них. Это состояние произвел грех, состоящий в неуважении к родителям [имеется в виду поведения Хама по отношению к Ною: [[old:gen:09:start|см. Быт 9.]] - Прим. ред.]. Пусть знают дети, что они достойны быть рабами за неуважение к родителям! [Кто не почитает своих родителей,] тот лишается всякого благородства, потому что презирающий отца своего более уже не сын его. Если же презирающий [земного] родителя уже перестает быть его сыном, то как останется сыном Отца нашего [Небесного] тот, кто Его презирает? Он исключен из благородного сословия, он оскорбил свою природу. Потом [появлению рабского состояния] способствовали войны, сражения, где стали брать пленных. Но, скажет кто, и Авраам имел рабов! Да, имел, но известно, что он обращался с ними не так, как с рабами. Так [апостол] все направляет к главе: жену, чтобы муж, как сказано, любил ее; детей, чтобы [отец] воспитывал их //в учении и наставлении Господнем// [[new:ef:06:04|(Еф 6:4)]]; рабов, [чтобы господа заботились о них,] **зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь**. Этим Павел как бы говорит: так как и сами вы тоже рабы [Бога], то будьте человеколюбивы и снисходительны. **//Гомилии на Послание к Ефесянам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И господие, таяжде творите к ним, послабляюще им прещения, ведуще, яко и вам самем и тем Господь есть на небесех, и обиновения лица несть у Него** Как господие могут **таяжде** творить слугам? — Самих дел это не может касаться: ибо дело слуг — служить, а господам свойственно приказывать и требовать исполнительности. Потому этим словом верно определяется дух отношения господ к слугам. Те вам служат, как Господу и пред лицем Господа, а вы приказывайте о Господе; те вам доброхотствуют, а вы об них попечение возымейте; те видят в вас Господа, а вы видьте в них — братий; те чтут вас и боятся, и вы не помыкайте ими; те служат вам с благорасположением, будьте и вы к ним благосклонны и добры. Святой Златоуст это последнее особенно выставляет, — и еще возлагает на господ попечение о рабах, устрашая, как бы Бог не осудил их за нерадение о них. Блаженный Иероним находит из сказанного рабам приложимыми к господам следующие внушения: //в простоте сердца//, — //творяще волю Божию//, — //от души//, — //и с благоумием//, - благосклонно, — но не объясняет подробно, в каком значении. Вообще тут одна заповедь: и вы, господа, по-христиански относитесь к слугам. Сам святой Апостол на том особенно настаивает, чтобы господа умеряли строгость, — не совсем чтобы оставили ее, а послабляли бы прещения, чем обязывает их обходиться с рабами «с благостию и кротостию» (Феодорит), «не быть страшными для них, а отцами их» (Иероним). «Не будьте, говорит, жестокими и строптивыми» (святой Златоуст). Чтоб удержать власть господ в должных пределах, святой Апостол не нашел лучшего побуждения, как указать на Господа на небесах, всевидящего и имеющего воздать как рабам, так и им без всякого лицеприятия. Он как бы говорит: «Каким хочешь иметь к себе Владыку, таким сам будь к слуге, потому что Бог не знает разности между рабом и господином, всех сотворил одинаково» (Феодорит). «Он хотел и в господах возбудить страх. Чем же? — А вот чем: //еюже мерою мериши, возмерится тебе// [[new:mf:07:02|(Мф. 7, 2]]; [[new:mk:04:24|Мк. 4, 24]]; [[new:lk:06:38|Лк. 6, 38)]], то есть чтобы не услышать: //рабе лукавый весь долг он отпустих тебе// [[new:mf:18:32|(Мф. 18, 32)]]! **И лицеприятия**, сказано, **несть у Него**, то есть чтобы не подумал кто-нибудь, что за обиду, причиненную рабу, Бог простит потому, что она причинена рабу. Внешние законы, как законы человеческие, допускают еще различие между сословиями, но закон общего Владыки не знает никакого различия, так как благодетельствует всем вообще и наделяет всех одним и тем же» (святой Златоуст). //**Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия** См. Толкование на [[new:ef:06:01#prp_efrem_sirin|Еф. 6:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И вы, господа, поступайте с ними так же** **Так же**. Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится: **умеряя строгость** Не сказал: оставив бич, но: даже **строгость**, а тем более наказание, то есть и в угрозах не бывайте жестокими. **зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь** Смотри, как устрашает. Ибо говорит Господь: //какою мерою мерите, такой и вам будут мерить// [[new:mf:07:02|(Мф. 7:2)]]. Не услышь и ты: //Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?// [[new:mf:18:32|(Мф. 18:32]]—[[new:mf:18:33|33)]]. **у Которого нет лицеприятия** Не думай, говорит, что если ты будешь жесток к своему рабу, то не дашь ответа пред Богом вследствие ничтожности этого лица (раба). Это ведь свойственно внешним законам, которые знают различие между благородством и рабством, потому что от людей эти законы. Но здесь не так, потому что ты и сам есть раб Того же Господа, хотя бы ты и был жесток в отношении к рабу: ибо изначала Бог не сотворил рабства, но его создало любостяжание (так относительно пленных) и оскорбление родителей, как это случилось с Ханааном. Но если и не от Бога оно произошло, однако подчинение Бог узаконяет ради благоустройства, и чтобы жизнь не была отягчена кровью. //**Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== ** И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость** Что такое было выше повелено рабам, чтобы можно было сказать, что и господа должны делать то же, что и рабы? Я думаю, это относится к словам: //в простоте сердца// [[new:ef:06:05|(Еф 6:5)]], и //исполняя волю Божию от души// [[new:ef:06:06|(Еф 6:6)]], и //с усердием// [[new:ef:06:07|(Еф 6:7)]] или с //благоволением к рабам// (потому что //μετ' εύνοιας// может означать и то и другое). Ведь каждый за все, что сделает доброго, примет награду от Господа, будет ли он служить рабом или будет в свобод-ном звании. Так что господин не должен быть полон угроз и скор на наказание, зная, что и он имеет Владыку на небе, у Которого нет лицеприятия и Который один только судит о воле (человека) и в соответствии с ней лучшего человека предпочитает худшему, различая дела, а не [положение] людей. //**Комментарий на Послание к Ефесянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия** Имея в виду рабовладельцев христиан, Ап. убеждает их так же хорошо относиться к рабам своим, как и те относятся к исполнению их приказаний. - **Умеряя** - правильнее: "//не применяя меры строгости//". Последние могли быть признаваемы неизбежными только там, где рабы мыслились как люди, враждебно настроенные к своему господину, что имело место в языческих домах, а не среди христиан. См. также Толкование на [[new:ef:06:05#lopuxin_ap|Еф. 6:5]] [<10>]